Муниципальное бюджетное
учреждение

Долгопрудненская централизованная библиотечная система

Добро пожаловать

27 сентября в библиотеке Семейного чтения прошел лекторий на тему: кто он такой, мужчина с бородой.

 
Исторический экскурс
Длинная борода у многих из нас ассоциируется с православным батюшкой, но особый культ бороды возник у славян еще задолго принятия христианства. Наши предки считали, что у каждого мужчины должна быть длинная, окладистая борода. Они видели в этом признак мужественности, мудрости и силы. Доходило до того, что человека с некрасивой оборванной бородой считали неполноценным. Не было худшего оскорбления, чем плевок в бороду.
Обычай носить бороды в нашей стране не имел религиозного оттенка вплоть до X века. После Крещения Руси длинную бороду стали увязывать с внешним видом библейских пророков, Христа и его апостолов. Таким образом, благодаря православию, традиция ношения бороды еще больше укоренилась у нас. Борода стала одновременно национальным и религиозным символом.
Права людей, носящих бороды, закрепили даже на законодательном уровне.
Так, Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба бороде. Древнерусские князья, желая оскорбить посла, приказывали брить ему бороду. Еще Иван Грозный говаривал, что бритье бороды есть грех, который не смоет кровь всех великомучеников. Раньше священники на Руси отказывали в благословении безбородому. А патриарх Адриан сказал так: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее».
В «Русской правде» за «поторгание» бороды или усов (причинение им ущерба), полагался особо высокий штраф — 12 гривен. Даже за убийство в те времена платили в три раза меньший штраф. Интересно, что порицание бритья бороды и усов объяснялось не только приверженностью традициям. В бритье видели стремление мужчины придать своему лицу женский облик и ассоциировали с пороком мужеложества.
В эпоху Смутного времени и в XVII веке бритьё бороды считалось западным обычаем и ассоциировалось с окатоличиванием. Например, отсутствие бороды у Лжедмитрия I рассматривалось как измена православной вере и неопровержимое доказательство самозванства. Когда же во времена царя Фёдора Алексеевича среди русских бояр усилилась склонность к бритью. Наш патриарх отреагировал на это резким заявлением: «Брадобритие есть не только безобразие и бесчестие, но грех смертный». Кстати, в средние века закрепилось поверье, что если встретишь безбородого мужчину, то он плут и обманщик.
Постоянное ношение бороды на Руси отменил только Пётр I. Как известно, царь Пётр решил сделать Россию во всем похожей на Голландию или Германию. Русская одежда и борода были ему не по душе. Вернувшись в 1698 году из заграничного путешествия в Москву, Пётр на следующий день на торжественном приеме боярства в Преображенском начал резать боярские бороды и окорачивать длинные кафтаны.
Затем Пётр I специальным указом приказал всем брить(!) бороды и носить(!) германские платья. На плахе царь лично рубил топором бороды боярам. За несогласие брить бороду человеку грозила смертная казнь. Общество возмутилось, и вспыхнули восстания в Сибири, с трудом подавленные войсками.
Петр I не мог не отреагировать на народные волнения и в 1705 году свой решился изменить собственный указ. Теперь он назывался «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». По новому закону с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, а уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак.
Только Екатерина II отменила плату с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым». А в 1863 году Александр I наконец отменил «бородовые» запреты.
Вопрос бороды с XVIII века постоянно являлся предметом государственных указов. Поставил точку в этом вопросе император Александр III, личным примером, как и его сын — Николай II, доказавший, что борода и усы — это дань русским традициям и обычаям.